На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

karelinform

211 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Егоров
    Заигрывание с мелким и средним бизнесом и отсутствие контроля за их деятельностью, прямой путь к проблемам во всей сф...Жертвами пожара в...
  • Boris Max
    И что? Войн погиб, да на войне это бывает... и что?Молодой мужчина п...
  • Марина Петрова
    Скатертью дорога и попутный ветер в задницу...Известный карельс...

«Лесное хозяйство останется нищим»: Карелия подводит итоги пожароопасного сезона

Пожароопасный сезон в Карелии официально закончился еще с 30 сентября — по приказу и. о. министра природных ресурсов РК Алексея Щепина. Но на днях авиалесоохрана Карелии уточнила, что в лесном фонде региона было ликвидировано около трех сотен очагов лесных пожаров на общей площади почти в 18 тысяч га. Сезон был «тяжелым», кратко добавили в учреждении. Потому — время подводить итоги.

По местам

Отметим: вся «профильная» статистика уже была «препарирована» неоднократно. Глава Минприроды Андрей Карпилович еще в августе подробно пытался объяснить журналистам, почему Карелия попала в тяжелейшую ситуацию. Причин — несколько. И организационных, и финансовых, и «человеческих». Заодно власти вспомнили недобрым словом туристов и сборщиков дикоросов (последние, оказывается, виноваты где-то в пятой части лесных пожаров).

Нас же интересует другое. Окончательные итоги Минприроды, вероятно, по традиции будет подводить к концу осени, зато отдельные организации, и, к слову, коллеги-чиновники, — уже представили некоторые расчеты.

Например, Рослесхоз, составивший два профильных рейтинга регионов РФ. Один — по пройденной площади лесных пожаров в 2021 году.

И хотя Карелия с 275,9 га пострадавшей лесной площади в России заняла «почетное» 33 место, на фоне субъектов СЗФО наша республика смотрится явно хуже. По анализируемому показателю нас опередили лишь Коми, Архангельская и Мурманская области (568,6, 711,4 и 747,0 га соответственно). И это — только к 30 июня.

Любопытно, что в итоговом рейтинге Рослесхоза за 2020 год Карелия находилась на 37 месте с 520,0 га площади лесных пожаров. Но следует учитывать, что «топ» 2021 года также окончательно еще не подбит. А мы прекрасно помним, что происходило в регионе в июле–августе…

Есть и некоторые данные по оперативности тушения лесных пожаров. В Рослесхозе поясняют, что рейтинг показывает «уровень эффективности охраны лесов от пожаров». К концу июня Карелия уже находилась в «розовой зоне» — с теми субъектами, где на ликвидацию лесных пожаров тратилось более суток.

Объективности ради добавим: эту помету получили и многие другие регионы РФ. Но примечательно, что «зеленую» отметку (с оперативностью тушения в первые сутки) получили и несколько субъектов Северо-Запада — Псковская, Нижегородская и Ленинградская области.

На скорость

Посмотрим на более актуальные данные, тем более что предварительные итоги пожароопасного сезона в СЗФО в начале октября уже подвел федеральный департамент лесного хозяйства.

Профильный штаб оценил общую среднюю оперативность тушения лесных пожаров в 79 процентов. «Сотку» же получили Псковская и Калининградская области. Пары десятых процента до «золота» не хватило Ленинградской и Архангельской областям (99,8 и 99,44 процента соответственно).

Среднюю площадь одного пожара по округу эксперты оценили в 20,7 га. А максимум достался Карелии — 59,7 га. Ближайший конкурент, Мурманская область, по этому показателю «проиграл» аж вдвое (28,5 га).

Местные эксперты по-прежнему объясняют такой провал как недостатком техники и людей, так и аномальной жарой.

«Наши говорят, что по-человечески подготовиться к лету было можно, и я с ними согласен, — на условиях анонимности поделился мнением один из опытных пожарных. — Тут даже не в деньгах дело. Не в зарплатах, не в финансировании, хотя и это важно. Просто на случаи ЧП всегда должен быть резерв — людей, техники. А его вдруг не оказалось. И не надо делать вид, что это стало сюрпризом. Не первый год с огнем боремся».

Видимо, чтобы избежать «сюрпризов», сегодня на портале госзакупок начинают появляться тендеры на закупку лесопожарной техники. С первого раза найти подрядчиков иногда не выходит, но время еще есть.

Обсудить бы

А вот с деньгами снова могут возникнуть проблемы. Недавно Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела «Гринпис» на тематических форумах уже заявил, что «общая ситуация в лесном хозяйстве останется примерно такой же, как сейчас».

В конце сентября кабмин внес в Госдуму проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку. И хотя полноценно оценить объем финансирования теперь сложно (структура подведомственной Рослесхозу части казны серьезно изменилась), общий объем финансирования лесного хозяйства планируют увеличить лишь на 13,6 процента. То есть, чуть больше ожидаемой инфляции.

«Это значит, что лесное хозяйство в целом останется примерно таким же нищим, как сейчас, а с учетом значительного роста бессмысленного документооборота — на реальную лесную работу денег будет даже меньше», — рассуждает эксперт.

Впрочем, чиновники все же вводят в главном финансовом документе страны новую строку финансирования — субвенции на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров. По информации эксперта, казна готова потратить на эти цели более 14 миллиардов рублей. А «профильная» сумма по федпроекту должна вырасти на 20 с лишним процентов.

По мнению эксперта, бюрократия в лесном хозяйстве может «съесть» еще больше денег в регионах. Поэтому даже при отдельных улучшениях в отдельных регионах ситуация в целом останется прежней.

Сколько денег на пожароопасный сезон сможет найти Карелия, пока непонятно. Проект бюджета лишь формируется, да и «тематической строки» в приложениях к документу нет и никогда не было.

Это, конечно, не означает, что кабмин с депутатами вовсе могут забыть о противопожарной работе, но эксперты надеются на оставшиеся несколько месяцев. И заодно на традиционные публичные слушания по бюджету. Все-таки никто не мешает экологам и общественникам, как минимум, публично озвучить свои предложения.

Восстановить и нарушить

Другая сторона «лесопожарной медали» — лесовосстановление, о котором в Рослесхозе тоже недавно вспоминали. Карелия в этом смысле смотрится чуть лучше. Вместе с Коми регион к началу осени выполнил более половины планового показателя (в целом по стране показатель составляет 19 процентов).

В рейтинге Рослесхоза, который составляется на основе абсолютных данных о фактической площади искусственного лесовосстановления и лесоразведения и обновляется раз в год, Карелия в прошлом году получила шестое место с 7803,5 га площади. В СЗФО регион проиграл лишь Вологодской области (8926,3 га). Правда, в 2019 году мы были еще выше — на 4 месте.

По октябрьским данным Рослесинфорга, Карелия с Кемью и Вологодской областью также превысила запланированный на текущий год объем работ по лесопосадкам.

Заодно Минприроды РФ вспомнило о Карелии и при анализе нарушений, которые обнаруживаются «при проведении лесохозяйственных мероприятий и использования лесов».

В лидерах — Сибирь, но за ней следует Северо-Запад, Урал и Приволжье, где в среднем отметилась треть проверенных участков у каждого округа. Карелию же вовсе назвали «антилидером».

«Лучше всего обстановка в Псковской, Вологодской, Ульяновской областях и Республике Удмуртия, хуже — в Архангельской и Кировской области, республиках Коми и Карелия, — уточняют в Рослесинфорге. — Последняя стала антилидером СЗФО — нарушения найдены на 45% из 204 проверенных лесных участков».

***

Напоследок вернемся к деньгам. Недавно заявленный рост объемов федерального финансирования на борьбу с лесными пожарами — обнадеживает. Только эксперты напоминают властям о том, что эти деньги надо еще с умом потратить.

«Если мы говорим о лесопожарной охране, то ее эффективность зависит от нескольких факторов, — рассуждает собеседник „КарелИнформа“. — Это — достоверная и быстрая информация о пожарах, их месте и площади, с чем, как я понял, летом были большие проблемы. Во-вторых, в самом лесном хозяйстве сегодня по-прежнему не хватает людей. Где лесничие, где пожарные водоемы? Если не приводить в порядок инфраструктуру — рост финансирования бесполезен».

Кому и сколько достанется?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх