Начала этого учебного года выдалось сложным для всех. Для администраций школ, которые должны были исхитриться и придумать такое расписание для всех, которое согласовывалось с требованиями и Роспотребнадзора, и здравого смысла. Для учителей, которые должны работать вроде как в масках – но не могут понять, как это делать, которым пришлось разбираться с последствиями «дистанционки» и постоянной готовностью уйти на карантин.
Для детей, которым вообще не понятно, как долго они просидят за партами. И, конечно, непросто начался учебный год для родителей: страх перед очередной волной «дистанта», полное непонимание того, что будет дальше.Но школьникам, пожалуй, труднее всего сейчас. «Наши педагоги сейчас усилили нагрузку, - рассказал восьмиклассник Матвей, ученик одной из петрозаводских школ. – Мы почти прошли все, что должны были освоить в этой четверти. Потому что учителя боятся, что нас в любой день могут отправить по домам. Как тогда осваивать программу? У нас ведь впереди экзамены девятого класса!».
Такая ситуация сейчас не редка. Педагоги действительно спешат разобраться с вводной частью программы, чтобы подстраховать и себя, и школяров на случай каких-то изменений в учебном процессе. Причем – во всех классах, разве что, за исключением первых.
Власти Карелии говорят, что никаких оснований уводить всех одним разом на дистант, нет. Мало того, глава Карелии ясно озвучил, что он – против такого исхода событий, и что любое очное обучение – лучше заочного. «Школьники должны учиться», - отмечал Парфенчиков. Но, с другой стороны, жители Карелии видели, как быстро может все измениться. Решения сначала о дистанте, а потом – о досрочном окончании учебного года, принимались очень быстро.
Часть школьников, особенно те, кому предстояло сдавать экзамены, негодовали. Но многие порадовались тогда: лучше уж сидеть дома и изредка демонстрировать свой светлый лик учителю в Zoom, чем сдавать годовые контрольные и ВПР!
Вспомнить все
ВПР – одна из «страшилок» российской системы образования с 2015 года. Предполагается, что всероссийские проверочные работы должны показать качество знаний школьников. Дело, безусловно хорошее. Если бы не несколько внушительных «но». Процедуры проведения ВПР напоминают по накалу страстей проведение ЕГЭ и ОГЭ: общественные наблюдатели, бланки, легкая нервозность, витающая в воздухе – это первое «но».
Второе «но» - объемы информации, которые необходимо вспомнить сдающим. Проверяют знания за весь год. Третье «но» - отсутствие ощутимого результата от сдачи. Оценки за работы никуда не уходят. Они не «накинут» баллы для грядущих поступлений в ВУЗ. Они не дадут шанс внезапно исправить вырисовывающуюся в конце года тройку по предмету. А поскольку какие-то формальные оценки в конце года педагоги поставить должны, зачастую не освобождают и от обычных годовых контрольных.
Поскольку в прошлом году ВПР провести не удалось, их перенесли на сентябрь-октябрь этого года. «ВПР в 2020 году предусмотрены для обучающихся 5-9 классов в качестве входного мониторинга качества образования. Тем, кто по каким-то темам отстал в учебе, окажут методическую помощь. Ставить оценки за ВПР не будут, - объяснили «КарелИнформу» в Минобразования республики. - В соответствии с Планом-графиком проведения ВПР 2020 общие результаты и статистику мы будем иметь не ранее 1 ноября 2020 года. После проведения ВПР все школы проанализируют полученные результаты, выявят уровень освоения учебного материала по каждому предмету и проведут работу по устранению пробелов в знаниях».
В головах ноль
«Сын сказал, что шесть работ уже написали, впереди еще две: математика и русский язык. Самая сложная, по его мнению, это биология. Темы по ботанике частично проходили на дистанционном обучении - в головах ноль, - поделилась Марина, мама семиклассника из Петрозаводска. - Об этом сказала и вчера учитель на собрании, поэтому в параллели из трех седьмых классов пятерок нет, зато четыре двойки. С географией справились нормально, оценок по остальным предметам пока нет, но еще для сына была сложна история, все-таки пробелы длинные каникулы оставили большие».
«Было сложно по физике. Материал был пройден давно, на дистанционном обучении были темы, которые она не поняла. Сложно было», - рассказала кондопожанка Елена, чья дочь учится в средней школе.
«Я мама шестиклашки ... И я, если честно, в ужасе. Завтра у ребёнка ВПР по истории, а узнали мы об этом вчера. У ребёнка паника. Говорит, что не ляжет спать, будит всю ночь зубрить... это ужас ужасный», - рассказала еще одна наша читательница.
«Мой ребёнок написал на двойку ВПР по математике. Хотя всегда учился на твердые четверки. Впереди еще ВПР по русскому языку. И в школе готовились, и с репетитором с самого лета решали. Не знаю, что там за задания были, нам же не показывают работы», - поделилась другая родительница.
«ВПР устраивают без предупреждения, но не это самое страшное. У нас в школе уроки сокращены до 35 минут, директор так решила проблему. Программу при этом никто не сокращал. Дети не успевают написать работы, а им двойки ставят. Учителя все злые, как будто в чем-то виноваты дети», - поделилась возмущением еще одна петрозаводчанка.
Таких высказываний редакция «КарелИнформа» собрала множество. Разумеется, есть и те, кто не паниковал, не зубрил накануне, а спокойно и без затруднений сдает все. Но среди таких «спокойных» мам, пап, бабушек и дедушек – больше тех, кто признается: да, на время дистанта и каникул пришлось взять на себя функции учителей и классных дам: напоминать, усаживать за книги. Проверять качество знаний самостоятельно. Есть, разумеется, и учителя, которые не остались в рамках того, что должны были сделать, а сделали все, что могли для «своих» детей.
«ВПР было писать не сложно. В прошлом году до карантина наша учительница много с детьми занималась дополнительно по ВПР нулевым уроком раз в неделю. Желающие по субботам могли также посетить дополнительные занятия. Во время дистанта все это было заброшено, но в конце мая учитель выдала всем подготовительные тетрадки, - сообщила Оксана, чей сын пошел в этом году в пятый класс. - Денис в июле и августе каждое утро сам, как мог, решал задания в этих тетрадках. Я не проверяла, видела, что сам соскучился по школе и ответственно делает. На ВПР было все, что проходили в прошлом году. Пока сказали результат только по русскому - 5/4».
«Дети пять месяцев не учились. Каких результатов можно ожидать, - прокомментировала Ольга, педагог истории из Сегежи. – Многие вообще не учились в течение пяти месяцев. Но эти ВПР не показывают вообще ничего. Это лишь видимость контроля. А на деле – лишний стресс для детей и лишняя работа для педагогов».
«Количество троек и двоек, которые я планировала поставить за контрольные работы, и тех, что приходится ставить, увы, в этом году впервые настолько сильно не совпало, - поделилась учитель из Петрозаводска, пожелавшая сохранить анонимность. – Дети, которые показывают обычно хороший результат на проверках знаний, в этом году меня очень расстраивают. В головах у многих – каша. Безусловно, есть ученики с очень высоким уровнем мотивированности к учебе. Они не пропустили ни единого задания во время дистанционного периода учебы, они очень ответственно подошли к занятиям самостоятельным летом. Но, буду честна, таких не много среди моих семиклассников».
«Мы уже писали ВПР почти по всем предметам, - рассказала Яна, восьмиклассница из Петрозаводска. – Я учусь на четыре и пять обычно. Но проверочную по математике написала плохо. Потому что надо было вспомнить всю программу за прошлый год. А мы сейчас уже вообще другие темы проходим на уроках. Все перепуталось. Мама говорит, чтобы я не расстраивалась, что эти оценки все равно никто не увидит. Но очень обидно и я очень нервничала все равно. Наши учителя нам не сказали, чтоб с теми, кто плохо написал, будут дополнительно заниматься. Сказали просто, чтобы мы все повторяли сами снова. А когда я буду это делать?».
Лишние нервы
В Минобразования успокаивают – для того проверки знаний и провели, чтобы понять, с чем нужно поработать. Однако и учителя, и родители, и ученики опасаются, что времени на это не будет. Число новых случаев коронавируса в Карелии продолжает расти ежедневно. Впереди – полная неизвестность, которая тоже не сообщает уверенности участникам учебного процесса. Многие кивают в сторону Москвы. Сначала там организовали длинные школьные каникулы. Теперь, по некоторой информации, и вовсе собираются вывести всех школьников обратно на дистант. А без уверенности и четкого понимания перспектив нет верного настроя на учебу.
Один из основных вопросов, волнующих участников образовательного процесса: зачем в нынешних условиях вообще проводить ВПР? Практической пользы от них – никакой. Хороший учитель и без бланков видит, где в знаниях конкретных учеников «ямы». Ученики нервничают, родители переживают из-за возможных троек. «Все равно эти оценки никуда не пойдут. И да, тройка – это государственная оценка. Не стоит относиться к ВПР как к чему-то значимому в принципе», - предполагает Ольга-историк из Сегежи.
Но если даже учителя не считают всероссийские проверочные работы значимыми для проверки знаний – в чем их смысл в сложившихся обстоятельствах? Лета на то, чтобы дополнительно позаниматься и нагнать упущенное - нет. Наверстывать то, что так и осталось не освоенным и не понятым, придется как-то иначе. Без отрыва от освоения нового материала. Пожалуй, сейчас – самое время отходить от прежних традиций и внедрять новые. Например, традицию сохранять спокойствие в любых условиях. Или традицию не делать бессмысленных телодвижений, смысл которых – имитация бурной деятельности.
Свежие комментарии